Материалом для добычи смолы являлось смольё. Его крестьяне получали из подсоченных деревьев или пней. В пнях от срубленных деревьев смола накаливается в сердцевине и в корнях. Крестьяне старались использовать более старый материал, который легче было выкорчёвывать и обрабатывать. У трухлявого пня целой оставалась только сердцевина с накопленной смолой. К пневому осмолу относился и валежник. В подсочном осмоле использовался растущий не строевой хвойный лес. Для подготовки материала требовалось снятие коры стрех сторон дерева. Оставляли только ремень (вертикальную полоску коры), чтобы дерево не погибло. В течение 5 -8 лет периодически снимали по 30 см коры, пока ствол не освобождался на 3-3,5 м. Выступавшую смолу (живицу) собирали и оправляли на канифольный завод. Ценилась смола, которая накапливалась за эти годы в самом дереве. На Севере более распространённым был подсочный способ. После этого лес валили и распиливалось. Для смолокурения, как в подсочном, так и в пневом промысле использовали крупную щепу. Процесс же «гонки» смолы осуществлялся тремя способами: ямным, корчажным и печным. Ямный способ был более древним и самый распространённый. После Петрова дня (12 июля н.ст.) крестьяне, собирались в бригаду до 40 человек. Копали на угоре реки или возле дороги на возвышенности конусообразную яму до 3 м глубины. На дне устанавливали трубу с выходом к бочке или саму бочку. Стенки ямы и трубку к бочке обмазывали глиной. Вход в трубу прикрывали неплотно каменной плитой с зазорами для прохождения смолы. После этого яму заполняли щепой, которую поджигали. Как только появлялся огонь, яму закрывали землей и в течение 5 дней происходит процесс тления с выработкой смолы. После этого яму открывали. От щепы оставался древесный уголь, который сдавали в кузнецу. Ямный способ был сезонным. Корчажный способ по технологии был близок ямному. Вместо ям использовали большие глиняные горшки (корчаги) похожие на бочонки, до 10 -14 штук. Их наполняли смольём и ставили горлом вниз на отводные трубы. Соединения тщательно обмазывали глиной. После установки корчаги обносили сырым лесом в виде забора и внутри разводили огонь из сухих поленьев и угля. Над корчагами делали сарай, а над местом, где выходили трубы и стояла бочка - строили навес. Этот способ позволял заниматься смолокурением осенью, зимой и весной. Печной способ был менее в ходу из-за сложности обустройства процесса. Смольё загружали в котел, который стоял в печи с тремя топками. От котла шла труба для отвода смолы. Печь и пространство вокруг печи обкладывали кирпичом. Печной способ был круглогодичным. Почему пришла идея о создании этой темы? Всё просто-наш камрад Дмитрий @demoneyes любезно передал в дар чащи для сбора смолы, найденные собственноручно. Понятно, что в статье выше речь идет о промышленной заготовке, но сам факт существования подобного ремесла в нашем регионе очень интересен. На данной чаще отверстие скорее всего для сбора смолы в емкость через гвоздь/клин.
Всем привет! Как всё было...дикая глушь, тайга/бор.Заночевать решили на высоте по советской карте.Неожиданно там обнаружилась древнее городище-крепость,изрытое шурфами советских археологов.А рядом остатки землянки вот с этим... а это значок "просохатили" архи на своих шурфах...кстати , тот самый "песчаный" сохран. Всем удачи и здоровья...
Из орешков кедра жители Сибири приготавливали «постное молоко» и «растительные сливки». Сухие ядра толкли в деревянных ступках, подливая понемногу горячую воду. Полученную кашицеобразную массу переливали в чугунок или глиняный горшок и в русской печи доводили до кипения – и сливки были готовы. Сливки перекладывают в сосуды и герметически закрывают. Растительные сливки перед употреблением разводят кипяченой водой, получая ”постное молоко”. Вы писали, что остановились в бору (может и кедр там был). А тут глиняные горшочки, в промышленных масштабах видимо делали. Так, воспоминания к этой мысли почемуто подтолкнули, погуглил правда "масло кедровое", вот такое в общем